Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Один знакомый задал вопрос, почему на картинах старых европейских мастеров, описывающих сюжеты библейские, люди часто одеты в одежды, современные мастеру, и аргументировал это тем, что художник плевал на историчность (будто бы зная, как должно быть).
Так вот: все это было не совсем так, хотя вывод человек сделал правильный )) В Средние века, где-то до эпохи Возрождения, у людей не было чувства прошлого, которое есть у нас. Древние римские дороги для них существовали всегда, всегда был Бог, всегда был установленный распорядок жизни: мессы, молитвы, посты. Прошлое было другим, но неизвестно - насколько другим, и это было неважно на тогдашний день. Именно потому оно не разделялось четко с настоящим (впрочем, оно и сейчас не разделяется четко), и одежда на картинах не имела значения. Уже позже, ближе к эпохе Просвещения, художники задались вопросом: а как оно было тогда?
Что интересно, так это то, что не существует объективной историчности в искусстве, потому что восприятие истории у каждого субъективно, и, в целом, в каждом сознании события прошлого оцениваются и представляются по-разному. Каждый из тех, кто историей интересуется, может проверить это утверждение на себе: если взять любимый период и события из другого времени, то можно заметить, насколько насыщенней и полней событиями будет первый, насколько ось времени любимого периода субъективно длинней, чем ось чуждого душе. Объективно, кстати, такие удлинения времени тоже есть. Сто произвольных лет во втором-третьем веках легче рассматривать цельно, чем века семнадцатый-восемнадцатый.
Так вот: все это было не совсем так, хотя вывод человек сделал правильный )) В Средние века, где-то до эпохи Возрождения, у людей не было чувства прошлого, которое есть у нас. Древние римские дороги для них существовали всегда, всегда был Бог, всегда был установленный распорядок жизни: мессы, молитвы, посты. Прошлое было другим, но неизвестно - насколько другим, и это было неважно на тогдашний день. Именно потому оно не разделялось четко с настоящим (впрочем, оно и сейчас не разделяется четко), и одежда на картинах не имела значения. Уже позже, ближе к эпохе Просвещения, художники задались вопросом: а как оно было тогда?
Что интересно, так это то, что не существует объективной историчности в искусстве, потому что восприятие истории у каждого субъективно, и, в целом, в каждом сознании события прошлого оцениваются и представляются по-разному. Каждый из тех, кто историей интересуется, может проверить это утверждение на себе: если взять любимый период и события из другого времени, то можно заметить, насколько насыщенней и полней событиями будет первый, насколько ось времени любимого периода субъективно длинней, чем ось чуждого душе. Объективно, кстати, такие удлинения времени тоже есть. Сто произвольных лет во втором-третьем веках легче рассматривать цельно, чем века семнадцатый-восемнадцатый.
Не только легче, но и правильней. Все же, на каждом новом витке спирали развитие цивилизации стремительно ускоряется во всех аспектах - научно-техническом, культурном, социально-общественном. Достаточно сравнить совокупность изменений, произошедших, скажем, за первое тысячелетие нашей эры, семнадцатый-девятнадцатый век и последние лет тридцать.
Что касается "плевания на историчность" в картинах старых мастеров... Меня в этом смысле также очень интересует театр того времени. Конечно, ни видео, ни фотографий в качестве доказательств представить невозможно, но я уверена, что в шекспировском "Глобусе" все постановки тоже осуществлялись в костюмах и декорациях, современных автору. Независимо от их содержания. Поэтому претензии, которые иногда до сих пор предъявляют режиссерам: фи, зачем вы ставите Шекспира в антураже XXI века? - считаю совершенно необоснованными.
Насчет претензий же... Как мне кажется, современное искусство требует переосмысления прошлого, чтобы сделать его ближе зрителю, но тут еще проблема - как его сделать гармонично. Роберт и Водемон в опере Чайковского в виде лыжников, король Рене в галифе и привратник Бертран в растянутом свитере - лично меня совсем не порадовали. А условность в постановке "Волшебной флейты" Моцарта в том же театре - наоборот; костюмы там очень странные, но, в целом, чувствуется дух произведения.
Quiterie, так ведь потому и витки, а не вертикальная прямая. Виток подразумевает и возвратное движение. Но сколько тысячелетий понадобилось Античности, чтобы выйти на соответствующий уровень цивилизации, и сколько столетий - всему Средневековью, чтобы отступить, вернуться на прежние позиции и шагнуть дальше. Хотя, естественно, что все следующие витки строятся на базе и опыте предыдущих, отсюда и ускорение.