Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Нашла интересную книгу по истории шотландской медицины до 1860 года. Всем, кто интересуется шотландскими докторами, рекомендую почитать здесь.
Листаю Горнфельда с его взглядом на Гете, Гейне и Шиллера. Многое мне кажется спорным, особенно то, что притянуто к взглядам с позицией классовой борьбы (1933 год, однако!), но некоторые моменты очень интересны и правдивы. В предисловии критик (с которым я вообще не согласна почти во всем) пишет, что:
«Чтобы понять "Фауст" Гете, чтоб возможна стала какая-нибудь плодотворная учеба у Гете, мало знать "Фауст" во всех его русских переводах или даже в немецком оригинале, мало знать немецкую литературу эпохи Гете. Для этого необходимо знать культуру всей эпохи. Для этого необходимо выяснить себе, что величие Гете, его универсализм, поднимающий его над целым рядом крупных энциклопедистов -- результат того, что все его творчество -- раскрытие сознания, торжество сознания новой капиталистической формации над старой феодальной формацией. Его универсализм включает в себя не только все те богатства человеческого знания, всю ту мощь человеческого разума, которым энциклопедисты обрушились на "старый порядок", на феодализм и католичество. Его универсализм включает в себя и самый опыт "века просвещения", самую реализацию идей великого века в практике французской революции, Наполеоновских войн и реставрации».
Выбросить все пафосные слова, и найдется зерно правды. Надо очень много знать о культуре и о духе эпохи, чтобы представлять ее вещественно, хотя бы стать вровень (в иных случаях - опуститься) с людьми, которые оставили литературное наследие, как мемуары, так и художественную литературу. И все равно - всякий раз находишь что-то новое. И, кстати, нет прямого пути в этом изучении и исследовании, как бы не казалось иначе )
Листаю Горнфельда с его взглядом на Гете, Гейне и Шиллера. Многое мне кажется спорным, особенно то, что притянуто к взглядам с позицией классовой борьбы (1933 год, однако!), но некоторые моменты очень интересны и правдивы. В предисловии критик (с которым я вообще не согласна почти во всем) пишет, что:
«Чтобы понять "Фауст" Гете, чтоб возможна стала какая-нибудь плодотворная учеба у Гете, мало знать "Фауст" во всех его русских переводах или даже в немецком оригинале, мало знать немецкую литературу эпохи Гете. Для этого необходимо знать культуру всей эпохи. Для этого необходимо выяснить себе, что величие Гете, его универсализм, поднимающий его над целым рядом крупных энциклопедистов -- результат того, что все его творчество -- раскрытие сознания, торжество сознания новой капиталистической формации над старой феодальной формацией. Его универсализм включает в себя не только все те богатства человеческого знания, всю ту мощь человеческого разума, которым энциклопедисты обрушились на "старый порядок", на феодализм и католичество. Его универсализм включает в себя и самый опыт "века просвещения", самую реализацию идей великого века в практике французской революции, Наполеоновских войн и реставрации».
Выбросить все пафосные слова, и найдется зерно правды. Надо очень много знать о культуре и о духе эпохи, чтобы представлять ее вещественно, хотя бы стать вровень (в иных случаях - опуститься) с людьми, которые оставили литературное наследие, как мемуары, так и художественную литературу. И все равно - всякий раз находишь что-то новое. И, кстати, нет прямого пути в этом изучении и исследовании, как бы не казалось иначе )