Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Нашла сегодня стихотворения и басни Ивана Ивановича Хемницера, одного из лучших русских поэтов второй половины восемнадцатого века (Хемницер, кстати, участвовал в Семилетней войне, но это сейчас к делу не относится).
Удивляет то, что многие его стихотворения очень экспериментальны по форме (да-да, именно экспериментальны, а не устаревши - ритму кое-где позавидовал бы Маяковский, а интересной рифме - местами Хармс): читать их с бумаги сложно, а вот рассказываешь, и так все просто на язык ложится. Удивительное дело!
Как пример (на злободневную тему):
ПИСАТЕЛЬ
Писатель что-то сочинил,
Чем сам он недоволен был.
В способности своей писатель сомневался,
А потому
Ему
И труд свой не казался;
И так он не ласкался
Уж похвалу ту получить,
Котору заслужить
Старался.
В сомненьи сем ему невежда предстает.
Писатель тут на рассужденье
Свой труд невежде подает.
«Пожалуй, — говорит, — скажи свое ты мненье
На это сочиненье».
Судьей невежда стал,
Судил, решил, определял:
Ни в чем не сомневался,
Ничем он не прельщался,
И только что кричал:
«Вот это низко здесь! там то неблагородно!
В том месте темен смысл! тут вовсе нет его!
Вот это с правдою не сходно!
Здесь остроты нет ничего!
Тут должно иначе... получше изъясниться!
А эта речь проста... и... не годится!
И всё невежда вкось и вкриво толковал
Что он невежда был, о том писатель знал,
И про себя сказал:
«Теперь надежда есть, что труд мой не пропал».
Удивляет то, что многие его стихотворения очень экспериментальны по форме (да-да, именно экспериментальны, а не устаревши - ритму кое-где позавидовал бы Маяковский, а интересной рифме - местами Хармс): читать их с бумаги сложно, а вот рассказываешь, и так все просто на язык ложится. Удивительное дело!
Как пример (на злободневную тему):
ПИСАТЕЛЬ
Писатель что-то сочинил,
Чем сам он недоволен был.
В способности своей писатель сомневался,
А потому
Ему
И труд свой не казался;
И так он не ласкался
Уж похвалу ту получить,
Котору заслужить
Старался.
В сомненьи сем ему невежда предстает.
Писатель тут на рассужденье
Свой труд невежде подает.
«Пожалуй, — говорит, — скажи свое ты мненье
На это сочиненье».
Судьей невежда стал,
Судил, решил, определял:
Ни в чем не сомневался,
Ничем он не прельщался,
И только что кричал:
«Вот это низко здесь! там то неблагородно!
В том месте темен смысл! тут вовсе нет его!
Вот это с правдою не сходно!
Здесь остроты нет ничего!
Тут должно иначе... получше изъясниться!
А эта речь проста... и... не годится!
И всё невежда вкось и вкриво толковал
Что он невежда был, о том писатель знал,
И про себя сказал:
«Теперь надежда есть, что труд мой не пропал».
А басня в целом мне напомнила персонажа Вудхауза - влиятельного критика, который ориентировался на суждения своего малолетнего сына, - полагая, что уровень интеллекта публики как раз соответствует интеллекту этого наглеющего мальчишки...
Бессмертная, однако, ситуация...
Отец один слыхал,
Что за море детей учиться посылают
И что вобще того, кто за морем бывал,
От небывалого отменно почитают,
Затем, что с знанием таких людей считают:
И, смотря на других, он сына то-ж послать
Учиться за море решился:
Он от людей любил не отставать,
Затем, что был богат. Сын сколько-то учился,
Да сколько ни был глуп, глупее возвратился.
читать дальше
EleonoreD, он просто познал дзен, наверное ) А вообще-то многое не меняется в нашем мире, жаль только, что в информационном хаосе трудно разгребать, что действительно драгоценность, а что просто блестит, особенно если дело касается самого себя.
Дейдре, это прекрасно, спасибо! )) Про время можно цитировать.
Хотя обоснуем там и не пахло...
Немного горжусь тем, что лично распознавала сканы, аж сопричастной себя ощущаю