Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Ночь печали

Margaret Duncan Coxhead. Noche Triste. Aztecs rise against the conquistadors. 1909
"Мы видели, что каждый день наши силы уменьшаются, а мешиков увеличиваются. Мы видели, что многие из нас уже мертвы и все много раз ранены, и хотя мы сражались как доблестные мужи, не могли ни прогнать, ни заставить отступить их многочисленные отряды, воевавшие с нами днем и ночью, - запасы пороха таяли, и съестных припасов и, главное, воды почти не было совсем, и великий Мотекусома умер, и перемирие, нами предлагаемое, отвергалось с издевкой; и мы видели нашу смерть, со всех сторон окруженные восставшими. И было решено Кортесом и всеми нашими капитанами и солдатами, что ночью мы должны уйти окончательно. Выбрано было ночное время, ибо бдительность врагов тогда несколько ослабевала; а чтобы окончательно усыпить их подозрительность, мы накануне выпустили одного papa [(жреца)], самого знатного из тех, что были у нас в плену, с предложением прекратить войну и через восемь дней дать нам свободный выход, за что мы готовы вернуть все их золото. Кроме того, был вместе с нами один солдат, которого называли "Бутыль" [(Botello)], казавшийся человеком больших знаний, знавший латынь и бывавший в Риме, говорили, что он был некромантом, умел вызывать умерших, некоторые называли его "Астрологом"; и этот "Бутыль" объявил, что, по его гаданиям или астрологиям, если мы этой же ночью не выйдем из Мешико, то через четыре дня мы заплатим своими жизнями, ибо больше нам надеяться не на что, и еще он сказал, что Кортесу удастся после многих трудов овладеть этими землями и получить великие почести и что затем, вернувшись [в Испанию], Кортес станет великим сеньором, а также будет прославлен и очень богат, говорил он и многое другое."
Берналь Диас дель Кастильо -- Правдивая история завоевания Новой Испании
Кстати, что интересно, Донью Марину, индианку, любовницу (?) и переводчицу у Кортеса, на самом деле звали Malinche, Malineli Tenepatl. Именно ее имя взял Хаггард, и сдается мне, что и Caraibi вдохновлялись этой историей.
Именно ее имя взял Хаггард
"Дочь Монтесумы"?!)) Хаггард бесспорно прекрасен как автор, но какой же грустный осадок у меня всегда оставался от его книг.
А почему грустный?
Да просто ( и "Дочь Монтесумы" особенно наглядный тому пример) у него всегда повествование в стиле "жили-жили, за свою жизнь успели испытать много чего, и в конце все умерли". Нет, итог то, конечно, закономерный, но вот настроение уж очень минорное в целом получается, со сквозящей тоской и усталостью от жизни. В совокупности вот это все и оставляет именно грустны осадок. Ну со мной, по крайней мере, было так. Это чисто личные ощущения, да.)
А вообще мне больше всего у него нравится цикл книг об Африке.