Рацион офицеров и нижних чинов в английском флоте начала XIX в.
Коками нередко были матросы, получившие увечья, препятствовавшие “нормальной” службе. Например, потерявшие ногу, – вспомните одноногого Сильвера из “Острова сокровищ”. При этом каждая группа матросов, питавшаяся совместно, назначала одного из коллег своим коком на неделю. Ответственный должен был взять провизию, приготовить её на камбузе, если требуется, разложить по тарелкам, а после того, как все поедят, вымыть и убрать посуду. За свои хлопоты кок получал дополнительную порцию грога, которую мог выпить сам, а мог и легально использовать во внутрикорабельном товарообмене, что тоже являлось льготой, - торговля спиртным была строго запрещена.
читать дальшеМатросская тарелка была квадратной, отсюда и пошло выражение square meal (“достаточное количество пищи”).
К завтраку (08:00) частым гостем была овсяная похлёбка (skillygalee или burgoo), состоявшая из овсяной муки крупного помола (coarse oatmeal), варившейся в воде с жиром. Иногда давали масло и сахар, чай или кофе. Также бывал шотландский кофе (Scotch coffee): подгоревший хлеб, отваренный в воде и подслащённый сахаром.
Обед (полдень) включал в себя обязательную пинту грога и различные комбинации варёного мяса, “овощи” (горох, иногда кислая капуста), клёцок (тесто из муки, сахара, воды и свиного жира; клёцки в мешочках из ткани опускались в медные котлы с варящимися овощами и солониной) и сухарей. Иногда в воскресенье могли порадовать “инжирной мешаниной” (figgy-dowdy) из сухарей, свиного жира, слив (думаю, сушёных), инжира, рома и изюма, запечённых вместе.
Ужин (16:00), помимо пинты грога, состоял из сухарей и солонины (говядина или свинина). Раз в неделю солонина заменялась клёцками.
Стандартное питание могло разбавляться свежими овощами, фруктами, мясом, птицей и рыбой в зависимости от условий (длительность похода, частота заходов в порты, часть света, наконец, ведь английский флот по всему миру ходил), в которых пребывал корабль. Если капитан разрешал, команда устраивала рыбалку или охоту. Лучшее, конечно, шло офицерам. Также следует отметить, что съедобности масла и сыра надолго не хватало, максимум на три месяца, после чего экипаж переходил на оливковое масло, пинта которого заменяла фунт масла или два фунта сыра. Испортившимся маслом смазывали такелаж, а сыр выбрасывали за борт.
Солонина заслуживает отдельного рассказа. Пересоленная, тёмная и такая твёрдая, что моряки вырезали из неё фигурки и полировали их, она хранилась в бочонках два года. Перед употреблением солонину следовало вымачивать не менее суток. Во время варки на поверхность всплывала пенистая и жирная грязь, половина которой шла на различные смазочные нужды корабля, а половину забирал кок, продававший её свечникам. При этом запрещалось продавать это вещество команде (считалось, что оно может вызвать цингу), но некоторые коки тайно нарушали запрет.
В целом же рацион по примерному расписанию включал в себя ежедневные хлеб и пиво, говядину (вт. и сб.), свинину (вс. и чт.), овощи (ср., чт., пт. и вс.), овсяную муку (пн., ср. и пт.), сливочное масло (пн., ср. и пт.) и сыр (пн., ср. и пт.). Кроме того выдавался неочищенный сахар, сухари (из непросеянной муки, соли, воды и множества долгоносиков, из-за которых сухари порою поедались в темноте, лишь бы не видеть). Конечно, всё это при условии полноты корабельных припасов.
Алкоголь – очень весомая составляющая флота. Английский моряк ежедневно получал галлон пива, хранившегося на корабле или же закупаемого в портах. Мера частично вынужденная, т.к. пиво было безопаснее воды, плескавшейся в бочках месяцами. Когда пиво подходило к концу, команда получала вино или спиртное (spirits) по следующей формуле: пинта вина или полпинты спиртного вместо галлона пива. Оба напитка разбавлялись водой. Вино обычно было красным испанским (во времена мира с Испанией), прозываемым моряками “чёрным ремнём” (black strap), порою белым, соответственно, “мисс Тейлор” (Miss Taylor).
У грога своя история. Адмирал Вернон (Vernon), будучи в 1740 году на Ямайке, заменил бренди местным ромом, но в целях борьбы с цингой и пьянством выдавал его разбавленным водою в пропорции один к четырём и смешанным с лимонным соком и неочищенным сахаром. Т.к. Вернон постоянно носил водонепроницаемый плащ из фая (grogram), моряки нарекли его Старым Фаем (Old Grogram), прозвище в сокращённом виде перешло к напитку. Со временем (под конец XVIII века) пропорции изменились, грог стал крепче: одна часть рома на три части воды, полунции лимонного сока и полунции сахара. Объём частей рома и воды здесь явно не указан, но легко вычисляется по приведённым формулам и рациону, часть – полпинты.
И последний факт. Пища на флоте измерялась специальными фунтами в 14 унций (“сухопутный” фунт состоит из 16 унций). В то же время фунт масла – 12 унций, а фунт сыра – 9 унций. На разнице наживались флотские снабженцы, казначеи и экономы.Отсюда
@темы:
история,
XIX век,
неигровое
У Хонблауэра зарисовка была с ритуалом вуду из солонины
*запасать я предпочитаю крупы, ничего не могу с собой поделать, ага: в доме должен быть запас еды на несколько месяцев. И все тут.А мне нравится этот подход))
Вот, кстати, каноничный рецепт.
Солонина готовится так:
Делается раствор соли, чтобы не тонуло яйцо.
Загружается мясо.
По мере необходимости мясо достается и вымачивается в пресной воде до съедобного состояния, потом готовится.