Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: искусство (список заголовков)
00:27 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Купила сегодня репринт книги 1880-х годов с французскими детскими песенками (мне кажется, что часть из них произошла из народных и придворных прежних времен)
Иллюстрации там хороши! Я, конечно, отсканировала только те, что связаны с восемнадцатым веком, да...

изображение


Кто бы мне сказал еще год назад, что я буду учить французский!

@темы: XIX век, XVIII век, Искусство

17:32 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Неожиданно нашла портрет Жана-Батиста Тавернье, известного путешественника и исследователя Ближнего Востока конца семнадцатого и начала восемнадцатого века. О нем часто упоминает Эдвард Айвз в своем путешествии.

изображение


Не могу не вспомнить: "и в каждом подарке набоба - халат, драгоценности из мелких камней, сабля и хороший скакун". Но, по правде, к концу восемнадцатого века платья уже дарили поскромней ))

@темы: XVIII век, Искусство, Путешествие Эдварда Айвза в Ост-Индию

03:23 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
"Заслуживает упоминания также то, что баснословные рассказы вовсе не являются украшением для истории, а похвалы являются вещью обоюдоострой, если, конечно, ты имеешь в виду не большую необразованную толпу, но людей, слушающих как строгие судьи, пожалуй, даже как сикофанты, от которых ничто не ускользнет, так как взор их острее Аргуса и они видят всеми частями тела; каждое слово они взвешивают, как менялы монету, и все поддельное сейчас же отбрасывают, а берут себе только подлинное, настоящее и чисто отчеканенное. Только с такими слушателями обязан считаться пишущий, а на всех остальных не должен обращать внимания, как бы они ни рассыпались в похвалах. Если же ты, пренебрегая первыми, будешь подслащивать историю баснями и похвалами и другого рода приманками, ты сделаешь ее подобной Гераклу, каким он был в Лидии: ведь ты, конечно, видел его где-нибудь на картине в рабстве у Омфалы, одетого в странную одежду; у Омфалы накинута на плечи львиная шкура, а в руке она держит палицу, точно она — Геракл; он же, в шафрановой и пурпуровой одежде, чешет шерсть, и Омфала бьет его сандалией. Неприятное зрелище представляет отстающая от тела, а не облегающая его одежда и принявшее женственные формы мужественное тело бога.

Толпа, может быть, будет хвалить тебя за это, но образованные люди, которыми ты пренебрегаешь, будут смеяться досыта, видя, как искусственно склеены в твоем труде разнородные и не соответствующие друг другу части; ведь всякой вещи свойственна особая красота, и если ее перенести на что-нибудь другое, она становится уродством. Уж я не говорю о том, что похвала приятна только тому, кого хвалят, остальным же она надоедает, особенно если в ней есть чрезмерные преувеличения, — а такой похвала бывает у большинства писателей, так как они ищут одобрения со стороны хвалимых и посвящают ей так много времени, что лесть становится всем очевидной. Такие люди не умеют поступать искусно и не затемняют своей лести, но, берясь за дело грубой рукой, смешивают все в одну кучу и рассказывают просто неправдоподобное.

Таким образом они не достигают даже того, к чему более всего стремятся; напротив, те, кого они хвалят, ненавидят их и справедливо отворачиваются от них, как от льстецов, особенно если это люди мужественного образа мыслей. Так поступил, например, Александр; когда Аристобул описал поединок его с Пором и прочел ему именно это место из своего сочинения, — он думал сделать приятное царю, выдумывая ему новые подвиги и сочиняя дела большие, чем действительные, — Александр взял книгу и бросил ее в воду (они в это время как раз плыли по реке Гидаспу) со словами: «И с тобой бы следовало сделать то же, Аристобул, за то, что ты за меня сражался и убивал слонов одним ударом». И понятно, что Александр должен был так рассердиться, раз он не потерпел самонадеянности архитектора, который обещал превратить Афон в его изображение и придать горе черты царя, но сейчас же узнал в этом человеке льстеца и уже не привлекал его более ни к каким работам.

Где же после этого приятность в подобных произведениях? Пожалуй, только совершенно безрассудный человек станет радоваться подобным похвалам, которые можно сейчас же изобличить. Так безобразные люди, и в особенности женщины, приказывают художникам писать их как можно более красивыми: они думают, что станут лучше оттого, что художник наложит больше краски и примешает много белил".

Лукиан не устареет никогда ))

@темы: Искусство, история

06:31 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
С утра нашла ужасную картинку:

изображение

Называется она "Ученая дама", а нарисовал ее Йоханн Хайнрих Рамберг в 1802 году.
В целом, есть тут доля правды...

@темы: XIX век, Искусство

16:32 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Вот такое поздравление с Рождеством для всех, кто любит красные мундиры и лоялистов от самого Мясника, Кровавого Бана Тарлтона, раздают на тумблере.



Я все-таки на другой стороне, поэтому уравновешу эту открыточку стихотворением Питера Пиндэра (Джона Уолкота - мне кажется, что его псевдоним восходит к Пиндару из Фив, и это добрая насмешка, как над собой, так и над древнегреческим поэтом) от 1782 года :

O Muse! Sir Joshua's master-hand
Shall first our lyric Lord command
Lo! TARLETON dragging on his boot so tight!
His Horses feel a godlike rage,
And yearn with Yankies to engage--
I think I hear them snorting for the fight!

Behold with fire each eyeball glowing!
I wish, indeed, their manes so flowing
Were more like hair: -- the brutes had been as good,
If, flaming with such classic force,
They had resembled less that horse
Call'd Trojan -- and by Greeks compos'd of wood.


Оно, конечно, больше к самой картине, чем к Банастру, но )

С Рождеством тех, кто празднует его сегодня, и немного прекрасного, рождественского Баха для настроения.


@темы: влюбленные весенние коты, Искусство, Война за Независимость, XVIII век

17:16 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Кажется, один мой ПЧ из семейства котовых знает рецепт эликсира бессмертия и вечной молодости и сотню с лишним лет назад позировал художнику )


изображение

@темы: Искусство

00:42 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Одна из рождественских ирландских песен, написанных в восемнадцатом веке.



И Бах - о том же, "Wie schön leuchtet der Morgenstern" (слова написаны на двести лет раньше, но музыка прекрасна).



По-моему, Мюнхенский хор великолепен.

@темы: XVIII век, Искусство

15:28 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Оказывается, в начале месяца скончался Владимир Карпович Железников. Это тот детский писатель, который рассказал о Ленке Бессольцевой в "Чучеле", о Боре Збандуто в "Чудаке из 6-го «Б»".
Мне нравится у него нить сквозь века в "Чучеле":

По памяти дом всегда казался ему большим, просторным, пахнущим теплым воздухом печей...

@темы: Искусство, влюбленные весенние коты

01:19 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Все началось с того, что мы обсуждали Сенную площадь и некое темное чувство безысходности, которое всякий раз обуревает, как только оказываешься там - в толчее людей, которые торгуют, воруют, спешат по своим делам. Раньше я грешила на собственное неприятие толпы, однако у меня никогда не было дискомфорта на Невском, по которому невозможно пройти, не встретив знакомых или хотя бы странных личностей... Разговор медленно стек на снесенные церкви, и я поняла, что в некоторых местах моего района их не хватает, будто что-то не так в этом месте.

Это церковь Рождества Христова конца восемнадцатого века в сквере на шестой Советской:

Под катом дореволюционные фотографии и Бродский

Мне, кстати, неожиданно пришли чудесные открытки: "Ночной дозор" Рембрандта, один из цветочных натюрмортов Яна ван Хёйсума, Дрезденская Фрауэнкирхе кисти Каналетто и внезапный финский художник Гуннар Берндтсон со своими "Луврскими ценителями искусства", который часто обращался к истории в своих картинах )
А вообще хотелось бы поздравить тех, кто любит получать открытки. Не могу найти свою книжечку с адресами, поэтому было бы здорово, если б вы продублировали их в умыл.

@темы: Искусство, история, Петербург и окрестности

13:10 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.


До очередной войны с Османской империей оставалось девять лет.

@темы: XVIII век, Искусство, Моцарт, влюбленные весенние коты

18:24 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
«Каждое поэтическое произведение есть плод могучей мысли, овладевшей поэтом. Если б мы допустили, что эта мысль есть только результат деятельности его рассудка, мы убили бы этим не только искусство, но и самую возможность искусства. В самом деле, что мудреного было бы сделаться поэтом, и кто бы не в состоянии был сделаться поэтом по нужде, по выгоде или по прихоти, если б для этого стоило только придумать какую-нибудь мысль, да и втискать ее в придуманную же форму? Нет, не так это делается поэтами по натуре и призванию! У того, кто не поэт по натуре, пусть придуманная им мысль будет глубока, истинна, даже свята, -- произведение все-таки выйдет мелочное, ложное, фальшивое, уродливое, мертвое -- и никого не убедит оно, а скорее разочарует каждого в выраженной им мысли, несмотря на всю ее правдивость! Но между тем, так-то именно и понимает толпа искусство, этого-то именно и требует она от поэтов! Придумайте ей, на досуге, мысль получше, да потом и обделайте ее в какой-нибудь вымысел, словно брильянт в золото! Вот и дело с концом! Нет, не такие мысли и не так овладевают поэтом и бывают живыми зародышами живых созданий! Искусство не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические, а поэтическая идея -- это не силлогизм, не догмат, не правило, это -- живая страсть, это пафос... Что такое пафос? -- Творчество -- не забава, и художественное произведение -- не плод досуга или прихоти; оно стоит художнику труда; он сам не знает, как западает в его душу зародыш нового произведения,326 он носит и вынашивает в себе зерно, поэтической мысли, как носит и вынашивает мать младенца в утробе своей; процесс творчества имеет аналогию с процессом деторождения и не чужд мук, разумеется духовных, этого физического акта. И потому, если поэт решится на труд и подвиг творчества, значит, что его к этому движет, стремит какая-то могучая сила, какая-то непобедимая страсть. Эта сила, эта страсть -- пафос. В пафосе поэт является влюбленным в идею, как в прекрасное, живое существо, страстно проникнутым ею, -- и он созерцает ее не разумом, не рассудком, не чувством и не какою-либо одною способностью своей души, но всею полнотою и целостью своего нравственного бытия, -- и потому идея является в его произведении не отвлеченною мыслью, не мертвою формою, а живым созданием, в котором живая красота формы свидетельствует о пребывании в ней божественной идеи и в котором нет черты, свидетельствующей о сшивке или спайке, -- нет границы между идеею и формою, но та и другая являются целым и единым органическим созданием. Идеи истекают из разума; но живое творит и рождает не разум, а любовь. Отсюда ясно видна разница между идеею отвлеченною и поэтическою: первая -- плод ума, вторая -- плод любви, как страсти».

В.Г. Белинский, из "Сочинений Александра Пушкина. Статьи пятой" (написанных, когда и трава была зеленей, и идеалы не столь подгнили).

@темы: Искусство

19:26 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Подлец Тынянов.
И не можешь читать "Восковую персону" - погружаешься во что-то жаркое, терпкое, отвратительное, как дурной сон Петра, но и оторваться нельзя, не получается. Подлец, ибо мастер, но перечитывать его я не рискну: слишком безумно, точно идешь в бесконечных подвалах, где со старых труб слезла изоляция, висит клоками и лезет в лицо.

@темы: Тынянов, Искусство, XVIII век

06:41 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Из дневников Корнея Чуковского:

«А я вот уже несколько дней охвaчен, кaк пожaром, книгой Филдингa "Tom Jones". У меня есть aнгл. собр. сочинений Fielding'a (1824) - и я никогдa не читaл ее. Вспоминaю, кaк упивaлся этими книгaми покойный Лёвa Лунц, но я почему-то не внял его призывaм. И теперь случaйно взял один томик - и очумел от восторгa. Кaзaлось бы, кaкое мне дело, будет ли облaдaть высокодевственной Софьей рaзгильдяй и повесa Джон,- но три дня я по воле aвторa только и хотел, чтобы это случилось. Всякaя помехa, встречaвшaяся Джонсом нa пути к этому блaженству, встречaлaсь мною с тaкой досaдой, кaк личнaя неприятность, и порою я дaже отклaдывaл книгу - и весь слaщaвый конец книги, когдa всем положительным героям стaло хорошо, a всем отрицaтельным - плохо, достaвил мне горячую рaдость. Может быть, мы, стaрые и очень несчaстные люди, обмaнутые и огрaбленные жизнью, тaк любим счaстливые рaзвязки в книгaх, что рaзвязки их собственной биогрaфии тaк жестоки, тaк плaчевны и трaгичны.»

Филдинг хорош, истинное дитя XVIII века, но и Корней Чуковский бесконечно прав в своем наблюдении.

@темы: Искусство, XVIII век, влюбленные весенние коты

11:00 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Очень приятно находить в чужих мемуарах или опубликованной переписке любимые и давно знакомые цитаты. Охватывает такое теплое чувство узнавания и солидарности, словно далекий привет и дружеский жест. Сегодня узнала раскавыченного Вольтера в переписке Чуковской и Самойлова (от Чуковской, право же, не ожидала именно Вольтера). А еще они слушали Бриттена ))
Так и хочется обнимать и няшить.

Историю Древнего Рима Ливия нельзя прочесть один раз. Во всяком случае, с электронного носителя точно; это книга, как и Цицерон, для неспешного прочтения с конспектированием и смакованием. Все-таки теперь стало ясней, откуда пошло вознесение отечества во времена классицизма, стоит только вспомнить многие из историй. И, опять же, очень тронула история Горациев и Куриациев во время короткой войны римлян и альбинцев. И Тарквиний Гордый, замешавший кашу на крови. И, конечно, спокойствие рассказчика, за которым видно определенное волнение и смирение, что историю невозможно изменить.

"Было тогда в каж­дой из ратей по трое бра­тьев-близ­не­цов, рав­ных и воз­рас­том, и силой. Это были, как зна­ет каж­дый, Гора­ции и Кури­а­ции, и едва ли есть пре­да­ние древ­но­сти, извест­ное более широ­ко; но и в таком ясном деле не обо­шлось без пута­ни­цы насчет того, к како­му наро­ду при­над­ле­жа­ли Гора­ции, к како­му Кури­а­ции. Писа­те­ли рас­хо­дят­ся во мне­ни­ях, но боль­шая часть, насколь­ко я могу судить, зовет рим­лян Гора­ци­я­ми, к ним хоте­лось бы при­со­еди­нить­ся и мне. Цари обра­ща­ют­ся к близ­не­цам, пред­ла­гая им обна­жить мечи, — каж­до­му за свое оте­че­ство: той сто­роне доста­нет­ся власть, за какою будет побе­да. Воз­ра­же­ний нет, сго­ва­ри­ва­ют­ся о вре­ме­ни и месте. Преж­де чем начал­ся бой, меж­ду рим­ля­на­ми и аль­бан­ца­ми был заклю­чен дого­вор на таких усло­ви­ях: чьи граж­дане побе­дят в схват­ке, тот народ будет мир­но власт­во­вать над дру­гим.
О битве и последствиях

А еще я почти закончила натюрморт (простите за качество). Копировать да Винчи оказалось самым трудным делом.


@темы: XX век, Искусство, влюбленные весенние коты, история, карантин

17:42 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Dans ce pays-ci, il est bon de tuer de temps en temps un amiral pour encourager les autres.
Voltaire


изображение
Казнь адмирала Джона Бинга 14 марта 1757 года на борту HMS "Monarch"


Формально за невыполнение долга при битве за Минорку, но адмирал еще покритиковал состояние кораблей, состояние английских складов в Гибралтаре и невозможность восстановить флот для боевых действий. Пишут, что Георг Второй лично отклонил прошение заступников о помиловании.
В описании картины сказано, что глаза были завязаны против желания адмирала, чтобы не смущать солдат, белый платок служил сигналом к выстрелам, слева стоит личный секретарь адмирала, которому тот подарил платок. Картина достаточно точная, как уверяет хранитель музея в Гринвиче, поскольку в корабельном журнале осталась следующая надпись: "at 12 Mr Byng was shot dead by 6 Marines and put into his coffin". А вот художник, нарисовавший ее примерно в 1760 году, так и остался неизвестным.

@темы: XVIII век, Искусство, Семилетняя Война, история

10:00 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
В продолжение предыдущей записи. Тот человек, что жалел о невозможности увидеть города без засветки, дал замечательную ссылку на галерею фотографа Тьерри Коэна


@темы: Искусство

11:43 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Пытаюсь понять, как эти две картины мог написать один и тот же человек (Георг Лисиевский), причем маркграфа, кажется, раньше, чем табачный коллегиум.

изображение

изображение


Жуткий заяц на заднем плане первой картинки - аллегория веселья :str:
Спасибо Никки за то, что напомнила о Лисиевском )

@темы: история, Искусство, XVIII век

09:31 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
У Гаспарова в "Поэзии Катулла" есть забавный переход. Вначале он сравнивает развитие чувства "столичность"-"вежество"-"светкость"-"культурность" через разные эпохи, и называет наше время нашим, а почти в следующем же абзаце наше время уже относится к Горацию и Катуллу. Я вижу в этом определенную погруженность, как в картинке "Ах, эти славные времена монгольских набегов!", и мне это нравится.
Вот оно:

"«Человечность» была свойством внутренним, она воспитывалась раздумьями и попытками познать самого себя (и ближнего своего), она питалась чтением греческих философов; в нашу пору над всем этим торопливо трудился, например, Цицерон. А «столичность» была свойством внешним, как бы оболочкой этой человечности - этикетом общения, обходительностью, учтивостью, любезностью, изяществом, лёгкостью, остроумием; она воспитывалась чутьём и опытом, на пробах и ошибках, и в нашу пору над этим трудились в своих комплиментах, подшучиваниях и перебранках именно Катулл и его товарищи по молодёжным кружкам. Именно эти качества для него - главный критерий в суждениях о человеке, его поступках и произведениях: «умно», «остро», «тонко», «небезвкусно», «не без лоска», «утончённо», «воспитанно» - все эти синонимы светского поведения так и мелькают в его стихах (№ 10; 12; 13; 43; 50 и т. д.), именно им он радуется в Кальве, за отсутствие их бранит Азиния, странному сочетанию «вежества» в жизни и «невежества» в стихах дивится у Суффена. Всё это - свойства деликатные, главное здесь - чувство меры, отделяющее шутливость от грубого шутовства: Эгнатию кажется изящным во всех случаях жизни улыбаться до ушей (№ 39), Азиний считает милой шуткой воровать у приятелей платки в застолье (№ 12), и Катулл втолковывает им, что и то и другое не имеет ничего общего со «столичностью». А Катуллу, быть может, таким же точно образом пеняли за грубость иных его выражений Цинна или Кальв. Так общими усилиями создавались и осознавались те нормы новой культуры человеческих отношений, которые в следующем поколении, на рубеже «золотого века» Августа, будут уже усваиваться смолоду и казаться врождёнными, естественными и само собой разумеющимися".

Кстати, вот здесь выложили лекции по античной культуре из РХГА. Сама еще не слушала, но, говорят, что весьма любопытно.

Вообще без хотя бы краткого экскурса по культуре античности трудно понимать то же Новое Время; все связано тесней, чем порой кажется.

@темы: Искусство, влюбленные весенние коты, история

23:49 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
изображение


Интересный твиттер "Оттоманские архивы". Фотографии, картины Оттоманской Порты - XVIII-XX веков (с поправкой на изобретение фотографии, конечно же)).

@темы: история, интересные ссылки, Искусство, XX век, XVIII век, XIX век

04:08 

Fête galante. Only (17)80s kids remember this.
Интересно иногда посмотреть, как изображали в разные времена то или иное событие.
Битва при Гидаспе. Александр Македонский и пенджабский раджа Пор:

изображение
Европа, манускрипт начала четырнадцатого века

И прочие века


На самом деле, всю эту галерею я положила лишь ради слоника и этого эпизода:

«Плиний также, говоря о слоне, который нес на себе Пора в битве, где тот сражался с Александром Великим, рассказывает нам, что, подметив, как его хозяин почти погиб от полученных ран, слон опустился на колени, положил хозяина на землю, не покалечив, и вытащил хоботом стрелы, попавшие в него; наконец, когда слон заметил, что хозяин ослабел от потери крови, он посадил его назад, на спину, и в целости отнес его в лагерь».

А было это так...

@темы: история, Путешествие Эдварда Айвза в Ост-Индию, Искусство

There's something wrong with your heart

главная